Знаете ли вы правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства?

Знаете ли вы правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства?

 В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ от 25.12.2008 г. определён верхний стоимостный порог делового подарка, который может быть преподнесен. Его стоимость составляет не выше 3000,00 рублей. Превышение этой суммы официально считается взяткой.

Деловой подарок – это подарок от организации и для организации. В качестве подарков в образовательной организации обычно используются деловые канцтовары, книги, сувениры, имеющие национальный характер. Неуместны в образовательной организации подарки из числа предметов одежды, парфюмерно-косметические и гигиенические средства. Деловой подарок – не долг и не выполнение обязательств, а материализация дружеских или деловых отношений. При получении или дарении важно понимать границы допустимого поведения при обмене деловыми подарками и оказании делового гостеприимства.

 Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Работнику организации вне зависимости от занимаемой должности запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями или  с другими официальными мероприятиями.

Подарки, а также расходы на деловое гостеприимство должны соответствовать следующим критериям:

· быть, прямо связаны с уставными целями деятельности организации

либо с памятными датами, юбилеями, общенациональными праздниками и т.п.;

· быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;

· не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие или бездействие, попустительство или покровительство, предоставление прав или принятие определенных решений либо попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;

· не создавать репутационного риска для учреждения, работников в случае раскрытия информации о совершённых подарках и понесённых представительских расходах;

· не противоречить принципам и требованиям антикоррупционной политики

организации, Кодекса деловой этики и другим внутренним документам, действующему законодательству и общепринятым нормам морали и

нравственности.

Работники, представляя интересы организации или действуя от его имени, должны понимать границы допустимого поведения при обмене деловыми подарками и оказании делового гостеприимства.

Подарки, в том числе в виде оказания услуг, знаков особого внимания и участия в развлекательных и аналогичных мероприятиях не должны ставить принимающую сторону в зависимое положение, приводить к возникновению каких-либо встречных обязательств со стороны получателя или оказывать влияние на объективность его деловых суждений и решений.

Не допускается передавать и принимать подарки от имени организации, её сотрудников и представителей в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты, а также в форме акций или иных ликвидных ценных бумаг.

Не допускается принимать подарки и т.д. в ходе проведения торгов и во время прямых переговоров при заключении договоров (контрактов).

Поводы, по которым принято делать коллективные подарки: юбилейные и другие значительные даты в жизни образовательной организации: государственные праздники (8 марта), общемировые праздники (Рождество, Новый год),  профессиональные праздники. Подарок не должен быть дорогим, сохраняя скорее символический характер. Здесь необходимо соблюдение чувства меры и деликатности. В служебной ситуации уместны недорогие подарки, например фотоальбом; справочники, словари, книги. Хороши подарки, отвечающие индивидуальным интересам и увлечениям того, кому они предназначаются.

В процессе выбора подарка важно учитывать национальные и культурные особенности страны.

Упаковка подарка имеет не менее важное значение, чем сам подарок, так как является своего рода его «визитной карточкой». Поэтому упаковка должна быть презентабельная, соответствующая стоимости подарка, не слишком вычурная.

Подарок должен быть памятной вещью.

Подарки руководителю организации от подчиненных могут быть только коллективными, при этом они не являются обязательными. Индивидуальный подарок от подчиненного – нарушение делового этикета.

Подарки руководителя подчиненным, наоборот, вполне допустимы и должны расцениваться как поощрение, одобрение их работы.

Подарок принято вручать двумя руками (за исключением мелких предметов), с легким полупоклоном. При вручении подарков необходимо также учитывать характер мероприятия.

Принимается подарок также двумя руками, всегда с благодарностью. Независимо от материальной стоимости все подарки принимаются и воспринимаются с одинаковой благодарностью, даже если подарок не понравился или у получателя подарка уже есть эта вещь. Терпимость и сдержанность, проявленные в такой ситуации, подчеркивают хорошее воспитание и высокий уровень культуры.

Если подарок вручается внутри коллектива, то вполне допустимо развернуть упаковку, оценить подарок и поблагодарить.

Не принято дарить иконы. Они являются предметом религиозного почитания и по этой причине не могут быть подарком в светском понимании. Не рекомендуется дарить книги, содержание которых вам неизвестно. Осмотрительность и осторожность следует проявить в этикете цветочного букета, который имеет множество национальных особенностей восприятия как собственно цветов, так и цвета бутона.

Отказ от подарка

 Если по какой-то причине вы не можете принять подарок, усматривая в нем корысть или скрытую форму взятки, рекомендуется незамедлительно вернуть его с сопроводительной запиской типа «Благодарю за Ваш подарок, но принять его не могу». Если решение об отказе принято, то отказ должен быть мотивирован. В том случае, если подарок вручается лично, следует, прежде всего, поблагодарить дарящего и только после этого объяснить свой отказ.

Подарки и знаки гостеприимства никогда не должны оказывать влияние на принятие деловых решений и не должны создавать каких-либо обязательств.